Образовательные стандарты

Нормативно – правовое обеспечение введения ФГОС.

Федеральный уровень:

Региональный уровень:


ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ (ФГОС)

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

  •  единство образовательного пространства Российской Федерации; 
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. 

    Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь ФГОС включает 3 вида требований: 
  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Основная образовательная программа начальной школы состоит из трех разделов: 

  •      — целевого, включающего пояснительную записку, планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  •      — содержательного раздела, состоящего из программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования,  программ отдельных учебных предметов и курсов по предметным областям, программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа коррекционной работы; 
  •     — организационного раздела включающего учебный план начального общего образования, план внеурочной деятельности, системы   условий реализации основной образовательной программы в соответствии с условиями Стандарта, описания имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно-методического и информационного обеспечения; обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий, сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий, контроль состояния системы условий.

Основная образовательная программа представляет собой систему взаимосвязных программ, которые являются самостоятельной составляющей, обеспечивающих определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития нашей школы.

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы — особый этап в жизни ребенка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  • изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

Учебный план соответствует требованиям ФГОС.

ООПраскрывает общие подходы к организации внеурочной деятельности, которые определены оптимизационной моделью. Внеурочная деятельность определена планом внеурочной деятельности, реализующим основную образовательную программу начального общего образования.

В программе прописаны механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий. Кадровый состав стабильный, высококвалифицированный педагогический коллектив.  83% учителей начальной школы имеют высшее образование, 17% — средне-специальное (педагогическое); 66% имеют высшую квалификационную категорию, 34% — первую квалификационную категорию. 

Требования к комплектованию классов

Все классы комплектуются на основании постановления  № 44 от 29.11.2002г. «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196.

Материально-техническая база реализации основной обра­зовательной программы начального общего образования соответствует:

  • действующим санитарным и противо­пожарным нормам, нормам охраны труда работников образо­вательных учреждений санитарно-гигиенических норм образовательного про­цесса (требования к водоснабжению, канализации, освеще­нию, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
  • санитарно-бытовым условиям;
  • пожарной и электробезопасности;
  • требованиям охраны труда;
  • необходимому набору и размещению помещений для осуществления образовательного процесса на ступени на­чального общего образования (размеры рабочих, игровых зон и зон для ин­дивидуальных занятий в учебных кабинетах, струк­тура которых обеспечивает возможность для органи­зации урочной и внеурочной учебной деятельности).

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

  • создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука);
  • получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
  • проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и вирту­ально-наглядных моделей и коллекций основных математичес­ких и естественно-научных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения; наблюдений (включая наблюдение микрообъектов).

ООП НОО отражает стратегию развития образования  МБОУ СОШ №12  и строится на следующих принципах:

  • ориентация школьного образования на достижение выпускниками   4 класса требований ФГОСа начального общего образования;
  • реализация права каждого ребенка на качественное образование, с учетом его способностей, уровня развития, прилежания;
  • преемственность со ступенями дошкольного и  основного общего образования.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий спрос в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека.     Начальное образование закладываетоснову формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Ожидаемый результат

Начальное общее образование способствует воспитанию нравственности у младших школьников; обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержку индивидуальности ребенка; физическое и психическое развитие детей.Основными результатами образования в начальной школе являются:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться -способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

В результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы:

  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
  • математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения;

      Достижение указанных результатов обеспечивает возможность продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывного образования.

К результатам, которые подлежат итоговой оценке в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится функциональная грамотность в области математики, русского языка, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов.

По результатам итоговой оценки педагогический совет школы принимает решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе.

Планируемые результаты по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, униврсальных учебных действий и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья отражены в портрете выпускника